Владимир Широков уже
давно стал олицетворением российского глянца. За 25-летнюю карьеру фотографа,
он успел собрать яркий калейдоскоп из 300 работ со звездами как российского,
так и мирового шоу бизнеса. Фотограф, предпочтительно портретного жанра,
поделился со мной тем, как важно найти себя в профессии, о своих приключениях в
Баку , и планах на грядущие праздники.
Прежде всего, Владимир, нашим читателям было бы интересно узнать, как в
вашей жизни появилась фотография?
- Фотография появилась в моей жизни еще в детстве, мне было
10 лет, и я учился в художественной школе, но там очень скоро выяснилось, что
все гораздо талантливее меня, а меня уже научили композиции, эстетике,
правильному свету, и я взял в руки фотоаппарат, и начал снимать, собственно,
уже с детства. Фотографией я хотел компенсировать отсутствие склонностей в
рисунке и живописи, и педагог по живописи, к которому я ходил тогда, увидев мои
фотографии, признался, что это у меня получается гораздо лучше, чем рисовать.
Эти слова как-то вдохновили меня, к тому же, фотография – это прекрасная
профессия – ты ничего не делаешь, только нажимаешь на кнопочку и получаешь за
это деньги (*смеется).
Был ли какой-либо поворотный момент в вашей карьере, после чего все
пошло в гору?
- Разумеется, самым главным, я считаю тот момент, когда я
появился в Москве в 1998 году, потому, что до этого момента я работал у себя на
родине, в небольшом городке Кирово-Чепецке, Кировской области. Но там не было
глянцевых журналов, там не было глянцевых звезд. Очень важным было и то, что я
не появился – «Здрасти, Москва!», у меня на тот момент, пока я еще не
перебрался в Москву, уже был свой круг, который мне очень помог. Кто-то из них
отвел меня в мир шоу бизнеса, кто-то – в глянец. Еще, очень чудесным образом
совпало и то, что я оказался в начале зарождения и шоу бизнеса, и глянцевого
бизнеса в Москве. Оказалось, что я со своими умениями очень нужен, и так мы все
вместе и росли. К примеру, я переехал в Москву в июне 1998-го, а в сентябре
вышел первый номер журнала Vogue
Russia. Поэтому, главным поворотным моментом я считаю свой переезд.
С кем вам удалось поработать в самом начале карьеры?
- Одной из первых мох работ в глянце была фотосессия с Алсу,
а еще, когда я появлялся в Москве наездами, я снимал героев того времени –
поработал с Андреем Губиным, Александром Маршалом, совершенно случайно также
получилось сфотографировать Кристину Орбакайте, когда она пришла на концерт
своей мамы в 89-ом году. Как-то одновременно начали появляться все звезды
сразу.
А что самое трудное в работе со звездами на площадке?
- Наверное, самое важное найти с человеком контакт, все эти
психологические моменты очень важны. Потом уже можно перейти к какому-то
общению, чтобы расслабить собеседника, потому, что в фотосессии очень важно получить
максимальную искренность и естественность.
На собственном примере, что бы вы посоветовали молодым фотографам,
которые только начинают карьеру, каких ошибок не допускать?
- Я знаю, что многие из молодых фотографов не понимают, что
им ближе. Если снимать портреты, то какие портреты – документальные,
черно-белые, психологические? Это как со вкусами к еде, можно есть все, но
здесь важно понять, что тебе нравится в особенности. Вот, например, этот
«борщ», я люблю больше всего, и сконцентрироваться над приготовлением именно
этого «борща», если это психологический портрет – найти побольше фотографов,
снимавших в этом стиле. Еще не маловажным является и то, что нужно, чтобы
выбранная вами тема получалась легко, не нужно идти против себя, занимайтесь
именно тем, что вам нравится. От работы нужно получать удовольствие. Нужно
обязательно постоянно изучать что-то новое, и смотреть, много смотреть на
работы других фотографов, занимающихся съемками, которые близки вам. Признаюсь,
я тоже, бывало с неохотой, следил за чем-то новым, но я для себя уяснил, что жил
неправильно, и исправился. Важно понять, что если вы выбрали для себя что-то
одно, то уже все серьезно, живите этим делом, живите профессией.
Вы работали с такими знаменитостями, как Ален Делон, Кристина Агилера,
кстати, известно, что с ее настроением вам как-то не повезло…Часто бывает такое
на съемках?
- Ну конечно, мы же все живые люди. Я тоже иногда без
настроения иду на съемки. Бывает, какой-то герой очень близок мне, но это ведь
работа все-таки. Взять, к примеру, зубного врача, если он будет выказывать
симпатию каждому человеку, то он вряд ли сможет нормально поработать. Это как
нормальная данность профессии, мы же работаем с живыми людьми. Конечно, приятно
когда все такие «friendly»,
хотя… я вот часто сейчас говорю, слава богу, что с большинством из своих героев
у нас уже дружеские отношения, и мы всегда рады друг друга видеть. И вот когда
кто-то из них приходит без настроения, или не хочет фотографироваться, одной из
моих главных задач является - исправить
положение, и когда все получается, я только счастлив!
А был ли такой случай на съемке, когда вы сказали себе – я это сделал!
- У меня такое происходит почти каждый день! (*смеется) Я не
могу даже выделить что-то конкретное, это огромная палитра, мозаика из людей!
Например, с Басковым у нас было миллион работ, и каждый раз там было столько
удовольствия, столько радости. Невозможно выделить какую-то поездку или проект,
наверное, самое большое счастье, это когда все совпадает – и одежда, и свет, и
настроение, антураж или интерьер. Большую роль в этом деле, как в готовке,
играет роль пропорции ингредиентов.
Если бы у вас была возможность путешествовать во времени, то чей
портрет вы хотели бы снять?
- Ну, во-первых, я не верю в фантастику. У меня вообще
абсолютно другая философия. Какой смысл в том, чтобы фантазировать то, что
нереально? Даже сейчас, живя здесь, я не мечтаю, я принимаю то, что есть. Все
эти люди, которых я встречаю, заказы, проекты – я просто рад тому, что
происходит здесь и сейчас. Есть такое заблуждение, что плыть по течению – это
плохо, по моему же опыту – это очень даже хорошо, потому, что, даже плывя по
течению, ты все равно идешь вперед. Я, наверное, счастливый человек, потому,
что мое хобби, которое я очень люблю, совпало с моей работой, поверьте мне, это
настоящая радость!
За последние два года у вас в карьере было два знаковых проекта – авторская
выставка, посвященная 25-летию карьеры и выставка «Секретные материалы». Как
появились идеи к созданию таких интересных проектов?
- Вообще, выставка, которая состоялась в прошлом году, была
неким итогом моей 25-летней карьеры фотографа, и я собрал все те работы,
которыми я горжусь, их также можно найти на моем сайте в разделе «галерея». А
«Секретные материалы» - это тоже проект, над которым я работал очень долго. Я
решил попробовать себя в качестве репортера, конечно, это была вообще не
близкая ко мне история, но я решил рискнуть. В итоге, после того, как я снял
живые фотографии восьми героев, мне это абсолютно не понравилось, я понял, что
это не мое. Да, у меня это тогда получилось, мне это было интересно, но на этом
все.
А как же ваш визит в Баку, когда вы сопровождали Бурановских Бабушек на
конкурсе Евровидение в 2012 году, в качестве специального репортера? Это,
кстати, был первый ваш визит в Азербайджан?
- По факту, это был второй раз, но первый свой приезд я
абсолютно не помню! Это было очень давно, в 88-89-ом году, когда я служил в
армии, я служил в Грузии, и перед этим мы почему-то приехали в Баку. Нас
отвезли в какое-то место, по-моему, оно называлось «Бина», есть у вас такое
место?
Да, да, все верно, есть такое место!
- Ну вот, видите, вспомнил, и нас привезли туда в какую-то
часть и учили становиться солдатами. Помню, мы еще проехались в метро, и оно
было таким чистым, новым, в Москве как-то все было потемнее, а тут – прямо
«Ах!». Ну и с «бабушками», конечно… Подождите, нет, я вру, я был в Баку три
раза! Второй раз, это было лет шесть назад, мы снимали для журнала Баку, это
был портрет какой-то известной дамы, ректора университета, если не ошибаюсь. И
тогда я очень много отснял город для себя, но, конечно, вы согласитесь, что
даже лет 6 назад – это был абсолютно другой город. А когда мы приехали на
Евровидение – это было просто невероятно, невероятной красоты город, все было просто
сказочно! Это была просто любовь с первого взгляда! Я взахлеб рассказывал всем
и про набережную, и про комплекс Sea Breeze, в котором мы жили всей командой, благодаря Эмину
Агаларову. Я бы сам, с большим удовольствием, сделал бы выставку в Баку!
Это просто замечательно, думаю, мы все очень хотели бы видеть здесь
подобную выставку, и очень надеюсь, что у нас еще будет шанс сделать что-то
интересное! Так вышло, что интервью у нас с вами стало предновогодним, и
потому, не упуская случая, хочу поинтересоваться вашими планами на эти
праздники!
- Ой, конечно, из-за постоянных съемок и мероприятий, я все
чаще предпочитаю встречать Новый год в кругу близких, дома. Ведь Новый год –
это волшебный праздник, и это волшебство улетучивается с взрослением, мы
перестаем его ожидать. Но в этом году, все получилось так, что мои планы стали
известны мне заранее. И я буду встречать эти праздники в кругу одной очень
известной певицы и ее мужа, мы поедем в два разных места, там в ресторанах нас
будет ждать большая компания, многих из которой я хорошо знаю, и мне кажется
это будет такая приключенческая новогодняя ночь, и думаю, это даже гораздо
интересней, чем остаться дома! (*смеется).
Надеюсь, все наши ожидания и желания исполнятся в наступающем году, а в
заключение интервью я хотела бы попросить вас дать некое напутствие нашим читателям!
- Прежде всего, я хочу пожелать всем профессиональным
фотографам найти себя. И, конечно, хочу пожелать коммерческого успеха, потому,
что фотографам еще и нужно как-то зарабатывать на этом. А всем читателям могу
пожелать только одно, пусть все будет также красиво, как та замечательная
атмосфера, которая присутствует в вашем замечательном городе Баку!