26.02.2014

Человек-скандал – Уильям Рэндольф Хёрст

 О нем говорили, как об основателе «четвертой ветви власти», он игнорировал все возможные здравые принципы, его считают основателем «желтой» прессы – речь, несомненно, идет об отце скандала - Уильяме Рэндольфе Хёрсте.

   Херст был основателем огромной медиа империи: 25 ежедневных, 24 еженедельных газет, 12 радиостанций, 2 информационных агентства – прибавьте к ним еще и огромные амбиции и невероятный ум – все это о величайшем медиамагнате не только Америки, но и, пожалуй, всего мира. Именно в его время, в обиход вошли такие слова, как «желтая пресса», «медиамагнат» и Public Relations. Он также является автором идеи «бегущей строки», его заслуги можно перечислять бесконечно, однако существует и «темная сторона медали»…



   После окончания Гарварда, не без помощи отца-миллионера, Уильям Рэндольф Херст уже четко представляет себе то, чему собирается посвятить всю свою жизнь, а именно журналистике. Шел 1895 год, когда Херст выкупает, буквально дышащую на ладан, Нью-Йоркскую газетенку “The New York Journal”, с которой и начинает завоевание мирового медиапространства. Он сразу заявляет своим подчиненным, что скандал можно раздуть абсолютно из любой новости, главное подача самой информации, заголовки и иллюстрации – которые, кстати, были на то время настоящим ноу-хау для газет.

   Его не смущает и то, что он открыто ведет «газетную войну» со своим наставником – Джорджем Пулитцером. Херст смело идет на любые уловки, и добывает самую компрометирующую информацию на чиновников и звезд, что, несомненно, вызывает огромный интерес вокруг него самого. Очень скоро, он сам становится главной новостью собственных газет, тиражи его изданий взлетают до небес, а на самого Херста обрушивается огромное состояние в 250 миллионов долларов. Им восхищаются, его ненавидят, его цитируют и снимают о нем фильмы. Именно биография Херста легла в основу одного из самых выдающихся шедевров кинематографа – «Гражданина Кейна». Это был редчайший случай, когда фильм вызвал такую бурную общественную и политическую шумиху, а все газеты Херста попросту объявили фильму бойкот.


   Однако не стоит забывать, что главной отличительной особенностью Херста является его талант раздувать, подделывать и даже придумывать всевозможные скандалы и интриги. Одним из самых выдающихся эпизодов его жизни считается запутанная история о раздувании войны Америки с Испанией. Все дело в том, что редакция Херста выкрала частное письмо испанского посла, в котором якобы была отнюдь нелестная характеристика американского президента Уильяма Мак-Кинли. Публикация данного материала была явно нацелена на то, чтобы разжечь войну. Но, конечно, самой яркой фразой Херста была реплика на слова одного из его собственных корреспондентов. Отправившись на Кубу, репортер телеграфировал Херсту, что там все спокойно и нет никакой войны, на что издатель ответил - «Вы обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу». Позже ему также приписывается история о взорвавшемся американском крейсере. В итоге испано-американская война все-таки состоялась. Наверное, это самый точный пример того, каким человеком был Херст, ведь главной заповедью его жизни было: самое важное в газете – это тираж. Он очень быстро раскусил эту простую формулу и преуспел в своем бизнесе, а когда, одна женщина однажды спросила его, почему он не печатает газеты и журналы о природе, Херст честно заявил: "Милая леди, аллигаторы любят аллигаторов, цветы любят цветы, а люди любят людей. Когда аллигаторы и цветы начнут покупать журналы, мы сделаем журнал о природе".


Ниже я прилагаю ссылку на фильм "Гражданин Кейн". Это поистине замечательный фильм о жизни и бизнесе Херста. Фильм 1941 года и по сей день занимает первые места во всех мировых рейтингах, как самый лучший фильм за всю историю кинематографа.


Айсель Гусейнова