Состоятельные и знатные
люди всегда способствовали развитию моды. Желание отличаться от простого народа
и стремление показать все богатство и могущество владельца, заставляло их
тратить на наряды порой целые состояния. Искусные мастера вышивки и кроя
терпеливо воплощали свои самые смелые замыслы в роскошные произведения
искусства пошива. Мода в Азербайджане берет истоки от народного костюма, символизируя
всю роскошь и богатство красок Востока.
Азербайджанские костюмы конца XIX века |
Конец 19-го – начало
20-го века ознаменовано расцветом народного костюма Азербайджана. И если сейчас
мы можем увидеть национальные наряды только на хнаяхты или тематических мероприятиях посвященных народным танцам, то в начале 20-го века, национальные
костюмы использовали повсеместно, как мужчины, так и женщины.
Интересно то, что каждый
предмет одежды имел строго определенное назначение и символизировал ту или иную
деталь – принадлежность к знатному роду, возраст и даже семейное положение.
Например, девушки незамужние – носили яркие платки келагаи, расписанные
национальными узорами и орнаментами бута. Более взрослое поколение женщин,
предпочтительно носили шелковые платки приглушенных и более «взрослых» цветов.
То же самое правило наблюдалось и в верхней одежде женщин. Несмотря на то, что здесь
использовались более плотные ткани,
такие как тирьме, напоминающие по фактуре и орнаменту ковер – костюмы были
невероятно женственными и подчеркивали точеные фигуры азербайджанских женщин.
Вопреки мнению о том, что восточная женщина должна быть скрыта от глаз
незнакомцев за широкими балахонами, скрывающими силуэт – азербайджанские женщины уже с начала 20-го
века одевались довольно демократично и всегда уделяли особое внимание деталям
нарядов и головных уборов. В повседневной одежде преимущественно присутствовали
все оттенки красного, изумрудного, бирюзового, фиолетового и белого. Для особых
случаев использовали богатое сочетание бордового, черного и синего с золотом.
Мужчины тоже имели собственные правила в ношении костюма, так, например, самый
традиционный предмет одежды, как папаха говорил о владельце очень многое. Имело
значение все – и высота папахи, и качество и отделка меха, и даже подкладка. Ее
разрешалось снимать только при обряде омовения перед намазом, а сбить рукой с
головы мужчины его головной убор – считалось настоящим оскорблением всего его рода.
Годы шли, менялась
власть, и с приходом «советов», которые пропагандировали всеобщее равенство,
стирались и все национальные традиции. Пришло время «товарищей» и отсутствие
какой-либо продукции легкой промышленности, проще говоря одежды, которая хоть
как-то отличала людей по половому и эстетическому признаку. Конечно, такая грубая и безликая
одежда была распространена не везде - так «повезло» лишь жителям Советского
Союза. Но особо изобретательные и находчивые модники и модницы все же находили
выход и здесь. Многие, просто начитавшись «Бурды» - устремлялись к местным
мастерицам и шили что-то по выкройкам, но с рассказов родителей и их
сверстников – подобную одежду они носить не могли. Она либо была сшита
совершенно ужасно, либо имела такой вид, что лежала еще долгие годы на дальних
полках шкафов, из разряда мысленной установки – «авось пригодится». Поэтому,
даже сейчас, хорошенько порывшись дома в шкафах, еще можно обнаружить такие
плоды экспериментов, которые показать – смешно, а одеть - стыдно. Стоит ли
вообще упоминать, что ни о каких национальных мотивах и традициях
азербайджанского костюма там вообще и речи быть не могло, ведь все мы были
частью одного великого государства – СССР.Другие же, кто не желал одеваться по
канонам местной моды – находили импортные вещи в «комиссионках», из под-полы,
или даже ездили в поселок Бильге, где в маленьких ларьках, можно было найти все
– от итальянских сапог – до австрийских костюмов. Наши современники могут даже
им чем-то позавидовать, ведь обычный шопинг, в эпоху СССР, превращался
в настоящую «гонку за вооружением».
Мода советского периода |
Трудно поверить, что
спустя каких-то 20-30 лет, современная бакинка может позволить себе носить даже
итальянскую одежду с азербайджанскими мотивами, например, из коллекции
дизайнера Ренато Балестру, специально для Азербайджана. Или смело парировать
такими словами, как свитшот, кроги или джерси, для наших родителей, все эти
слова звучат скорее как ругательные, чем ассоциируются с одеждой. И тем не менее, национальные силуэты и мотивы снова стали появляться в
коллекциях местных дизайнеров все чаще. Азербайджан снова обратился к истокам,
знакомя мировую общественность с богатой культурой нашего народа.