Дизайнеры ведущих модных Домов
постоянно находятся в неимоверном напряжении – выпуск минимум 4 коллекций ежегодно,
жизнь на полгода, а иногда даже на год вперед, в надежде предугадать модные
тенденции, и сама атмосфера индустрии - бесконечная гонка за красотой. Подобный
стресс выдерживает не каждый даже уважаемый дизайнер, вот почему тот или иной
бренд иногда затевает нечестную игру, ненароком заимствуя идеи в «соседнем
цеху».
1.
Ив Сен Лоран и Ральф Лорен в борьбе за
знаменитый женский смокинг.
В 1994-ом году состоялся один из самых громких процессов по
плагиату. Инцидент произошел с
коллекцией американского модного дома Ральфа Лорена. Маэстро Ив Сен Лоран
заявил, что Ральф «содрал» концепцию женского смокинга, созданного Ивом еще в 66-ом
году. Французский Дом моды подал в суд на Ральфа Лорена и выиграл 395, 090
тысяч долларов, однако, почти сразу же, находчивый американец нашел способ
вернуть хотя бы часть суммы, и «срочно обиделся» на дерзкое слово «содрал»,
отсудив обратно 87, 720 тысяч долларов. В конечном итоге, извиняться за
инцидент пришлось обоим.
Слева – Ив Сен Лоран, справа – Ральф Лорен
2.
TopShop: плагиат – двигатель прогресса.
Несмотря на скандальность большинства случаев плагиата в
сфере моды, порой, эти казусы все же играют на руку модным маркам. Одним из
таких случаев было громкое разбирательство между английской маркой масс маркета
– TopShop и Chloe. Летом 2007 в магазинах TopShop появились
короткие бледно-желтые платья, которые были буквально скопированы с платья
круизной коллекции Chloe.
Оригинальную вещицу можно было приобрести за 185 фунтов, тогда как TopShop запросил
скромные 35. К счастью, после недолгих судебных разбирательств, мудрый глава TopShop Филипп Грин все
же выплатил штраф в 12000 фунтов Chloe, и изъял партию из 1000 желтых платьев с продажи. Свой
поступок он прокомментировал так: «Легче было заплатить и закрыть эту тему, чем
нести это всю жизнь за собой». Кстати, часть платьев, которые все же успели
продаться, стали коллекционными, и именно тот случай послужил причиной того,
что в мире появились специальные агентства, которые проверяют коллекции
магазинов масс маркета, на наличие «копий» известных марок.
Слева – Chloe, справа - TopShop
|
3.
Дуэт Dolce&Gabbana позаимствовал штаны у
Armani
Весной 2009, на мужской неделе моды в Милане разразился еще
один скандал между двумя гигантами мировой моды – Georgio Armani и Dolce&Gabbana. По словам Армани, дуэт D&G нагло украл
стеганные шелковые штаны, которые он использовал в своей коллекции годом ранее.
В своем интервью дизайнер резко высказался в адрес плагиаторов, сказав, что они
скопировали его находку, т.к. сами еще не научились создавать свое! На что
Доминико Дольче и Стефано Габбана коротко ответили: «Нам, конечно, нужно
научиться еще многому, но уж точно не у него. Мы давно не смотрим показы
Армани». Этот скандал не сопровождался судебными разбирательствами -
дизайнеров рассудили журналисты, которые плагиаторства в коллекции Dolce&Gabbana почему-то
совсем не разглядели, и вскоре скандал сам сошел на нет.
Слева – Georgio
Armani (2008), справа – Dolce&Gabbana
(2009)
|
4.
Кристиан Лубутен, в попытке отвоевать
«красную подметку» у Ива Сен Лорана.
Очередной скандал столкнул обувного магната Кристиана
Лубутена и великого маэстро Ива Сен Лорана. Причиной тому послужила красная
подошва туфель, которую представил Ив в весенней коллекции 2011-го. Возмущенный
Лубутен сразу же подал иск, заявив, что красная подошва была зарегистрирована
им, как торговая марка еще в 2009, и является визитной карточкой бренда. Ни
Пьер Берже, ни сам Лоран же факта
плагиата здесь не признали, и заявили, что красная подметка использовалась в
нарядах французской аристократии еще во времена Людовика IV. В конечном итоге, все попытки
Лубутена отвоевать законное право на красную подошву ни к чему не привели. Суд
постановил, что у него нет прав на единоличное использование красного цвета в
дизайне обуви.
Кристиан Лубутен
|
5.
Короткий дизайнерский век сестер Кардашиан
Если плагиат от дизайнеров еще как-то можно оправдать - их
вдохновение может иссякнуть от постоянной работы над коллекциями. Но вот, когда
звезды шоу бизнеса начинают заниматься модой, и причем, подглядывать ее у
других, профессиональных дизайнеров - это вызывает полное недоумение. Так,
летом 2011, сестры Кардашиан решили заняться дизайном женских сумок, и
выпустили аксессуар, как две капли воды похожий на сумку “Clyde” от дизайнера Моники Боткиер. Сама
дизайнер написала в блоге своего бренда, что ей очень печально видеть подобный
грубый плагиат, ведь ее продукция узнаваема с одного взгляда. Примечательно и
то, что оригинал стоил 600$, а симпатичная интерпретация от сестер Кардашиан
всего 94$. На вопросы журналистов сестры Кардашиан отвечать отказались, но сумку
с продажи все же сняли.
Слева – сестры Кардашиан, справа –
Моника Боткиер,
|
6.
Карл Лагерфельд и нью-йоркский художник
Скутер Лафорж, о том кто у кого заимствует идеи.
Великий Карл Лагерфельд неспроста был замечен в ряде
скандалов, связанных с его коллекциями в Доме Chanel. Весна 2014 года была
ознаменована потертым холщовым рюкзаком за 146 000 рублей, который полюбили
многие российские селебрити. С «поношенным» рюкзаком уже успели появиться в
свет и Ксения Собчак, и Виктория Лопырева и Лера Кудрявцева. Интересно, и то,
что новомодный аксессуар остался почти незамеченным у себя на родине, в Париже.
Единственной, кто засветился с нестандартным аксессуаром, была звезда «Сумерек»
Кристен Стюарт, которая является новым лицом марки Chanel, так что, скорее всего,
аксессуар достался ей совершенно бесплатно. Все эти модницы вряд ли могли предположить,
что Лагерфельд спокойно присвоил себе задумку американского художника Скутера
Лафоржа, который сделал очень похожую вещь для своего арт-шоу в Нью-Йорке двумя
годами ранее. Однако художник отчасти сам виноват, он без спроса использовал
логотип бренда на своей сумке, чем и воспользовался Карл. Ни дизайнер, ни художник
реагировать на нашумевшую историю никак не пожелали.
Слева – сумка от Chanel, справа – тот самый рюкзак Лафоржа
7.
Том Форд и BBP – авторитет превыше всего.
Осенняя коллекция 2014 Тома Форда, к примеру, удивила тем,
что полностью повторяла дизайн малоизвестного французского бренда BBP. Все дело в том, что эта
марка выпустила ряд футболок, с надписью Tom Ford 61 (год рождения дизайнера), и зачеркнутым именем Molly. На дизайн
футболки BBP вдохновил репер Jay Z, посвятивший песню Форду, где он осуждает употребление
наркотика Молли, и поет дифирамбы дизайнеру. Бренд BBP выпустил
целую серию маек с разными фразами из этой песни. Недолго думая, Том Форд
запускает коллекцию коротких платьев, усыпанных пайетками черного и оранжевого
цветов, с точно такими же надписями. На просьбы журналистов прокомментировать
выходку – Том Форд со свойственным ему спокойствием, гордо заявил, что он лишь наткнулся
на идею онлайн, и заставил ее «взорваться». Футболки от BBP продавались всего лишь за 65$, его
же платья стоили в 100 раз дороже, и продавались за 6,500$. В этом случае с
бессовестным плагиатом от Форда – авторитета имени дизайнера хватило не только
на то, чтобы спокойно присвоить чужой дизайн, но и прибавить к нему пару нулей.
По бокам – платья от Tom
Ford, в середине – Jay
Z в футболке от BBP.
|
8.
Оливье
Рустан против Александра Маккуина – не пойман - не вор.
А Оливье Рустан, креативный директор модного Дома Balmain, знает, у кого
подглядывать идеи для своих коллекций. Так, для весенней линейки Balmain 2015, Оливье
«позаимствовал» белый пиджак, который точь-в-точь походил на пиджак от Givenchy, созданный в
1997 легендарным Маккуином. Мнения по поводу нового творения Рустана
разделились. Одни возмущенно требовали справедливости, другие же, модники,
которые не успели приобрести шикарный пиджак в 97-ом, уже было порадовались
«реинкарнации» вожделенного предмета гардероба, разлетевшегося тогда в бутиках
Парижа и Милана в считанные минуты. Увы и ах, пиджак был тихо снят с коллекции Balmain, так и не попав
на прилавки магазинов.
Слева – Givenchy от McQueen, справа – Balmain от Olivier
Rousteing.
|